bursak_bv (bursak_bv) wrote,
bursak_bv
bursak_bv

Category:

Образ чтения молитв Божественной Литургии

Перевод с новогреческого энциклики (от 31 марта 2004 года) архиеп.Христодула и синода Церкви Эллады на тему: "Образ чтения молитв Божественной Литургии" (оригинал)

Афины, 31 марта 2004, № 2784.

ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ

Достопостеннейшим (Высокопреосвященнейшим?) Митрополитам
Греческой Церкви.
Тема: «Образ чтения молитв Божественной Литургии».
Достопочтеннейшие во Христе братья,
Священный Синод Церкви Эллады, в рамках Своей постоянной и неизмен-ной заботы об укреплении «благоприят-ного служения Богу», и принимая во внимание выводы относительно этого вопроса Особой Синодальной Комис-сии Литургического Возрождения, по-средством настоящего Окружного По-слания желает сообщить Вам – а через Вас и «всей полноте Святости нашей Святой Церкви Эллады» – нижеследую-щее, имеющее отношение к образу чте-ния молитв за Божественной Литурги-ей, чтобы соучастие всего «народа Бо-жия» в совершаемом, читаемом и по-емом за ней, стало кафолическим и, вместе с тем, вполне осознанным.
Образ чтения молитв в прошлом дал повод для высказывания противопо-ложных суждений. А поскольку речь идет не только о вопросе обрядовой природы, но касается спасения народа посредством сознательного участия в Б.Л., требуется точное знание истории и богословской стороны этой проблемы, чтобы можно было сделать правильные выводы и применить их в современной литургической практике.
Свидетельства первых восьми веков (т.е. до первых сохранившихся рукописных евхологиев) указывают, что народ слы-шал молитвы Литургии. Это доказыва-ется либо свидетельствами об ответе «Аминь» на молитвы иерея (Иустин, Дионисий Александрийский, Иеро-ним), либо очевидными указаниями, что молитвы «слышались» народом (Дионисий Александрийский, 19–ый Канон Лаодикийского Собора, житие прп. Мелании), либо употреблением глагола «говорить» в отношении к мо-литвам божественной литургии (Васи-лий Великий, Григорий Богослов), либо местами из Златоуста об иерее, кото-рый «принимает голос народа» и совер-шает богослужение, а также о церков-ном теле, которое возносит благодарст-венные молитвы «единодушно» и «еди-ным гласом». Добавим сюда и косвенное свидетельство о чтении молитв божест-венной литургии в пределах слышимо-сти народом, которое предоставляет важнейший текст Апостольского Пре-дания, сообщающий, что епископ мо-лится «про себя» во время обряда обла-чения, однако «возносит» евхаристиче-ские молитвы перед жертвенником.
Это единое предание созвучно посла-нию Павла (1 Кор.14, 16-17) о том, что член народа Божьего (лаик) не может ответить «Аминь» на молитвы иерея, если не понимает их (следовательно, ес-ли и не услышит их). Ранее упоминав-шееся 19–е правило Лаодикийского Со-бора ссылается на три молитвы верных на Божественной литургии: первая го-ворится «в молчании» и относится к достоинству служителя, тогда как другие две совершаются «через возглашение». Это свидетельство является также уникальным за первые шесть веков свидетельством о молитве, читаемой тайным образом, хотя и следует отметить, что она не составляет центрального ядра Литургии, т.е. Св. Анафоры. Только лишь на стыке 5 – 6 веков несторианский писатель Нарсис сообщает о чтении молитв анафоры «в молчании». Этой практике противодействовала Православная Церковь через 137-ю Новеллу Юсти-ниана, в которой утверждается кафоли-ческое предание о том, что молитвы ли-тургии следует воссылать «не в молча-нии, а слышимым для верующего народа голосом».

Предание об образе чтения молитв вслух для народа – ясно, едино и кафо-лично. В свете этого предания мы мо-жем прийти к пониманию богословия «таинственности» и «тайны», которое запечатлелось в евхаристической тер-минологии многих церковных писате-лей после 4–го века и достигло наивыс-шего развития в сочинениях Ареопаги-тики и у византийских толкователей Божественной Литургии. Речь идет не о чине тайного чтения молитв (как ут-верждается некоторыми), поскольку подобное направление противоречило бы литургическому преданию первых шести веков, а о стремлении к тому, чтобы Литургия стала отправной точ-кой "тайноводственного оглашения" ("тайноводства" – по выражению святого Максима Исповедника).
Сохранившиеся рукописные евхологии конца 8–го века подтверждают предше-ствующее им литургическое предание; они свидетельствуют, что "тайно" чи-таемыми (т.е. совершенно неслышны-ми) были молитвы: "Никтоже досто-ин…" в Божественной Литургии, "Благо-утробне и милостиве Боже" Крещения и "Господи Иисусе Христе Боже наш…" в последовании Великого Освящения на Богоявление; а "произносимыми вслух" (т.е. мелодически читались торжествен-ным голосом) были заамвонные молит-вы Литургии, молитва "Велий еси Госпо-ди…" на Крещении и Великом Освяще-нии на Богоявление, а также "Пречисте, Нескверне…" последования Коленопре-клонения. Относительно же почти всех прочих молитв евхологии ясно или кос-венно свидетельствуют, что они возно-сились «тихим голосом», к чему призы-вает целый ряд уставных указаний.
Итак, мнение, что молитвы читаются либо тайно, либо "возглашаются", как обычно принято говорить, ошибочно. Верным, из исследования традиции ру-кописных евхологиев, является то, что очень мало молитв – и совершенно оп-ределенных – читается тайно или "воз-глашается", тогда как большинство чи-тается "тихим голосом", но "вслух" наро-да, т.е. так, чтобы народ их слышал. Это – литургическая традиция Церкви, ко-торую призвана воспринять современ-ная литургическая практика. Кроме молитвы Херувимской, которую пред-стоятель должен читать для себя и слышимо для сослужащих, и Заамвон-ной, которую он должен читать громко, все остальные молитвы нужно читать служащему тихим гласом, что сохраня-ет смысл Таинства, "Литургии", и укреп-ляет благоговение молящегося и, нако-нец, "тайно–водит".

Образ чтения вслух тихим гласом со-храняет, одновременно, послекрещаль-ную заботу "тайноводственного оглаше-ния". Поскольку все верные после Кре-щения – "тайноводимые" и более не "ог-лашаемые". Для крещенных земная жизнь – это сплошная светлая седмица, соблюдение белых одежд Крещения до пришествия "Нового дня Господня" встре-чи грядущего Господа. Как "тайноводи-мые", они должны научаться в Таинстве богослужения, а это научение происхо-дит, кроме иных аспектов, и посредст-вом слышимого верными чтения мо-литв. Следовательно, образ произнесе-ния молитв не должен оставаться всего лишь вопросом обрядовых правил, но должен стать поводом для научения ("тайноводственного оглашения") со сто-роны пастырей и учителей Церкви.

На основании этих литургических и ис-торико-канонических данных мы мо-жем вынести суждение и в качестве за-ключения сказать, что:
а) Все в Божественной Литургии имеет свое надлежащее положение, и ничего не должно зависеть от религиозного, или эмоционального, или пиэтического настроя служащего иерея.
б) Действия, совершаемые на Божест-венной Литургии, имеют эсхатологиче-ский характер и переживаются не столько посредством ума и мысли, сколько посредством "сердца", как этот термин понимается в святоотеческом богословии умного трезвения.
в) Кроме того, верные должны получить от этого пользу и осознать, что в Боже-ственной Литургии они не «совершают» Таинства вместе с иереем, но соучаст-вуют в нем; поскольку первая точка зрения, как вера и восприятие, есть чис-то протестантское понимание и прак-тика, которая упраздняет как "иерархич-ность" и "иерархию" в Церкви, так и раз-личение в ней благодатных даров. Именно это и может случиться и не-осознанно укрепиться "в качестве веро-учительной истины" в православном Народе Божием в результате нерассу-дительного чтения молитв "возгласно" или "велегласно".
г) Чтение молитв "тихим гласом", но не "шепотом", как они обычно читаются в позднейшей практике, предоставляет верным возможность следования за оче-редностью смены молитв и возгласов и канонической структуре Божественной Литургии, которую очень часто "нару-шает отрыв молитв от своего места и связи с читаемым и поемым контекстом" (Окружное Послание Священного Си-нода № 2683 от 8.11.1999).
д) Это указание на "тихогласие" молит-вы, кроме всего прочего, будет обере-гать иереев от нерадения или оставле-ния сознательного чтения молитв, от механического их произнесения и вы-читывания, от пробегания их, как гово-рится, «глазами», а верным помогать в разумении того, что иерей за Божест-венной Литургией не произносит тайно некие магические фразы, но совершает и возносит от их лица "молитвы, моле-ния и жертвы бескровные" за всю полноту Церкви.
е) Наконец, характерно, что издатель-ская организация Апостольское Служе-ние Греческой Церкви, после одобрения нашего Священного Синода и недавнего доклада на нем блаженнейшего Митро-полита Сервион и Козани господина Дионисия, осуществила в недавнем прошлом указанную и согласную с древним и истинным преданием Церк-ви публикацию молитв и возгласов в соответствующих литургических изда-ниях (Архиерейском Служебнике и Служебнике) с заменой обрядового термина "тайно" термином "тихим гла-сом".
Имея это в виду, мы призываем Вас ре-комендовать пресвитерам Вашей Свя-щенной Митрополии служить "со стра-хом Божьим, верой" и особенным благо-говением на богослужении и содейство-вать сознательному участию в нем вер-ных, в том числе и посредством чтения молитв "тихим гласом", удаляясь всяко-го формализма и пиетического воспри-ятия и настроя в своем служении, также как и сакраменталистических проявле-ний и признаков "театральности", и устремляться, главным образом и пре-жде всего, к эсхатологической Трапезе Царствия Божия, т.е. к "Божественному Причащению".

† Архиеп. Афинский ХРИСТОДУЛ, председатель.
† Дидимотихоса и Орестиады Никифор.
† Митилины, Ерессоса и Пломария Иа-ков.
† Лимноса и Св. Евстратия Иерофей.
† Гумениссы, Аксиополиса и Поликастра Димитрий.
† Верии и Наусы Пантелеимон.
† Дрийнуполиса, Погонианы и Коницы Андрей.
† Гитиоса и Итилоса Хризостом.
† Димитриады и Алмира Игнатий.
† Кифиры Кирилл.
† Фессалиотиды и Фанариоферсал Фео-клит.
† Кесарианы, Вирона и Имитоса Даниил.
† Гидры, Спецон и Эгины Ефрем.


Секретарь
† Архим. Хризостом Склифас.

Копия верна
Секретарь

† Архим. Хризостом Склифас.
Tags: литургика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments